Проектирование систем вентиляции и кондиционирования
23.10.2016Тема победы дельцов над праздными бездельниками трактована Островским с глубиной и объективностью, недоступной французской салонной комедии. И относится это не только к Теляте-ву, но и к Василькову. Так же как менялась трактовка образа Телятева, менялась и трактовка образа Василькова. При этом, что очень поучительно, эволюция шла в том же направлении. Накануне революции и в первые годы советской власти Василькова играл герой-любовник П. М. Садовский. Потом роль эта перешла к комику Н. К. Яковлеву, правда, еще сохранявшему значительность личности Василькова. Дальше мы все чаще наталкивались на стремление разоблачить и скомпрометировать Василькова. Однако было и обратное движение, порожденное патриотическим подъемом периода Великой Отечественной войны. В спектакле Театра имени М. Н. Ермоловой, показанном в 1944 году, была сделана попытка превратить Василькова из предпринимателя-буржуа в своеобразного созидателя, живого и деятельного русского труженика.
Проблема изображения дельца-предпринимателя - проблема политическая и эстетическая. Чтобы прославить, требуется не только желание писателя и его талант. Для этого надо, чтобы в самом предмете было нечто, заслуживающее прославления. Делец-фигура, прославлению трудно поддающаяся. И особенно трудно поддающаяся в России. Это связано с особенностями русского исторического пути. Буржуазия не сыграла в России той прогрессивной исторической роли, которую она играла в странах Запада. Этим и объясняется то, что большая русская литература всегда обходила эту тему. Возможно вам понадобится проектирование систем вентиляции и кондиционирования.
Конечно, в Василькове есть привлекательные черты, которые сегодня даже особенно актуальны. Он воплощает энергию, техническую сметку и деловитость русского человека. Но выступают эти качества в деляческой и прозаической форме, что сильно парализует его обаяние. Несомненно, Островский хотел создать положительную фигуру. То, что он в этом отношении потерпел неудачу, то, что Васильков не стал положительным героем в полном смысле этого слова, свидетельствует о том, что наш великий писатель не умел лгать, что правда жизни всегда пробивалась и торжествовала в его искусстве.