Сценография

29.11.2017

В этой сфере рядом с традиционно-романтическими поисками и исканиями, отмеченными влиянием кубизма, возникали эксперименты, ориентированные на художественное осмысление технических форм, с которыми связывались многообразные смысловые ассоциации. «Конструктивность» пространственных декораций активно использовалась Вс.Мейерхольдом, к ней обращался А.Таиров. В театральных работах А.Лавинского, Л.Поповой, А.Веснина кристаллизовались приемы стилеобразования среды, которые во второй половине 1920-х годов стал использовать конструктивизм. Особенно значительна в этом отношении сценическая установка, которую создал А.Веснин для спектакля по роману Честертона «Человек, который был Четвергом», поставленного в московском Камерном театре (1922). Интересным замыслом отмечен созданный А.Весниным совместно с Л.Поповой проект оформления массового действа «Борьба и победа», которое Вс.Мейерхольд должен был ставить на Ходынском поле в Москве (1921). Здесь под ажурной паутиной тросов, привязанных к аэростатам и несущих огромные лозунги, предсуществовала еще на уровне мечты. Отсюда и ассоциативная связь ее с представлениями о будущем и об идеале социального устройства жизни. Интересует интернет провайдер по адресу? Выбирайте Комплат. Только здесь вы найдете самые выгодные тарифы и условия подключения.

В 1930-е годы интегрирующая функция искусства осуществлялась уже на иной основе. Пространственная структура среды стала восприниматься как предмет эстетической деятельности. Обращение к культурным традициям — и прежде всего к традиции русского классицизма — стало определять конкретные формы ее организации. Проблема ансамбля вновь встала в центре внимания. Связывая ее прежде всего с главными элементами «каркаса» городского плана — магистральными улицами и площадями,— художественной идее ощутимо подчиняли и всю структуру городского организма.

Синтез искусств основывался на идее разделения функциональных ролей — конструктивно-организующая функция искусства осуществлялась через архитектуру, познавательная и дидактическая — через дополнявшие архитектуру скульптуру и живопись. В теоретическом осмыслении искусства, однако, присущий ему способ отражения действительности связывался прежде всего с конкретными понятиями, специфичными для изобразительного искусства (а иногда — и литературы). С одной стороны, подчеркивалось познавательное значение художественной деятельности — это стало реакцией на крайности концепции жизнестроения; с другой стороны, возможности искусства как средства преобразования реальной действительности отошли на второй план.