Различие искусств

10.08.2018

Еще больший свет на различие между позднеантичным искусством и каролингским проливает пластинка с изображением архангела Михаила (начало IX века). Автор изображает героя в действии, его победа мыслится им как результат напряженной борьбы. Свое лицо архангел обратил к Богу, фигура его сложно развернута в пространстве. Смертельное оружие направлено в пасть чудовища. Однако все это лишь знак действия: рука скорее поддерживает, а не вонзает копье; замысловатые, петлеобразные складки богато украшенного одеяния подчинены собственному, декоративному ритму, передающему скорее возможное, чем реальное движение.

Во второй половине IX столетия драматическая напряженность в работах по слоновой кости усиливается. Эмоциональная подвижность отличает работы «группы Лиутарда» (по имени мастера, исполнившего оклад Псалтири Карла Лысого, около 860, Национальная библиотека, Париж). Несомненно воздействие на произведения этого круга миниатюр реймской школы, в частности Утрехтской Псалтири. Ищете работу? Отправьте резюме в Маналот геймз.

В середине IX века значительную роль играла плодовитая школа Меца. Излюбленными изображениями здесь были евангельские сюжеты, в том числе сцены Страстей. Мастера первого поколения почти рабски воспроизводили позднеантичные образцы (оклад середины IX века, Париж, Национальная библиотека), поражая виртуозностью передачи античных орнаментальных форм, плетений виноградной лозы, движений фигур. Резчики так называемой младшей школы Меца стремились придать драматическим сценам торжественность и монументальность.